Инициативное бюджетирование - эффективный механизм участия населения в развитии социальной инфраструктуры района

19 Июля 2019

Желание обустроить общественное пространство велико, но люди не могут самостоятельно организоваться, найти достаточно средств для реализации своих идей. Именно на решение данных проблем и обращено инициативное бюджетирование, которое основано на решении вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Инициативное бюджетирование постепенно становится элементом повышения эффективности общественных финансов.

Повышение гражданской активности и грамотности – само по себе сложная задача, которая требует преодоления социальных, организационных и бюрократических затруднений. В некоторых регионах (например, в Кировской, Тверской и Тульской областях, в Пермском и Ставропольском краях, в городе Череповце) уже внедрили практику инициативного бюджетирования, и по итогам наблюдаются успехи. Средства, выделяемые из регионального бюджета, софинансируются из местных бюджетов, со стороны населения и местного бизнеса.

Что дает власти поддержка данных проектов?

Во-первых, с помощью инициативного бюджетирования решаются наиболее злободневные проблемы, вызывающие социальную напряженность.

Во-вторых, инициируется участие граждан в решении проблем местного значения через работу в бюджетных комиссиях, проектных командах, голосование при определении приоритетов расходования бюджетных средств и т. д.

В-третьих, обеспечивается софинансирование гражданами и бизнесом (до 30%) отобранных для реализации проектов. Кроме того, население, сопричастное к реализации отобранного проекта, осуществляет общественный контроль за его реализацией, последующей эксплуатацией и сохранностью построенных объектов. Повышается уровень доверия к власти за счет увеличения прозрачности управленческих решений и снижения уровня коррупции. Снижается угроза социальной напряженности. В целом же практика инициативного бюджетирования позволяет существенным образом увеличить эффективность расходования бюджетных средств.

Что получают граждане, участвуя в данных проектах?

Во-первых, возможность решать насущные проблемы.

Во-вторых, эффективный инструмент мобилизации совместных усилий, реализуемый при поддержке властных институтов.

В-третьих, значительное по объемам финансирование от государства на принципах софинансирования.

В-четвертых, возможность улучшения среды обитания. И наконец, достоверную и своевременную информацию о бюджетном процессе на региональном и местном уровнях.

Как это работает?

Механизм работы прост, необходимо провести собрания инициативных групп населения, где решить вопрос о том, какой проект общественной инфраструктуры они считают приоритетным, и договориться о софинансировании. Затем подать заявки, которые будут рассматриваться на конкурсной основе. После проведения конкурса проектов будут проведены торги и заключены контракты. Сразу после этого начинается реализация проекта, который после завершения торжественно открывается.

Правовой режим привлечения средств граждан и предприятий к финансированию проектов — один из основных вопросов реализации инициативного бюджетирования. Важно, кто инициирует проект. Если граждане — то поднимать вопрос о финансовом участии населения муниципалитета корректнее, чем в случае, когда инициатива исходит от руководства муниципального образования. Привлекать средства граждан можно двумя способами:

самообложение граждан;

заключение договоров пожертвования с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Однако, как показывает практика, не всегда для реализации проектов получается собрать необходимую сумму средств с населения, например в Богородицке (Тульская область) население приняло участие в реализации проекта по программе «Народный бюджет», вкладом не менее 8% общей стоимости. Собрать с населения 150–200 тыс. руб. было непросто, поэтому решили часть этих средств покрыть неоплачиваемым трудом. На субботниках жители города расчищали и выравнивали площадки, осуществляли планировку и отсыпку гравием и гранитной крошкой дорожек, ремонтировали беседки, собирали и устанавливали детский игровой городок, скамейки, урны, светильники. В результате вклад населения в виде денежных средств составил всего 29 тыс. руб., что в 5–8 раз меньше изначально запланированной суммы. Такой путь решения проблемы позволил сформировать желаемую вовлеченность населения, не имеющего достаточного уровня доходов, чтобы «участвовать рублем». Однако и в случае «трудового» вклада в проект обязательным является добровольность и инициативность каждого из участников.

Самой главной проблемой будет организовать население, заставить их проявить инициативу. А начать можно с обустройства дворов жители многоквартирных домов выступают даже не как спонсоры, а как собственники, поскольку придомовая территория, как правило, принадлежит им.

Какие результаты мы ожидаем?

Как показывает практика, применением инициативного бюджетирования достигаются следующие эффекты:

1.                Рост удовлетворенности населения качеством социальных услуг.

2.                Минимизация иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в местном развитии, укрепление взаимного доверия населения и органов местного самоуправления.

3.                Эффективность бюджетных решений:

- Проекты экономичнее из-за вовлечения населения. Кроме того, такие объекты бережнее эксплуатируются.

- Методика инициативного бюджетирования — это управленческий инструмент, позволяющий выявлять самые острые и насущные вопросы на местах, часто невидимые из центра, требующие немедленного вмешательства.



Финансовое
управление администрации
муниципального образования
Новокубанский район