Вопросы эффективного контроля в сфере государственных закупок

26 Марта 2019
Вопросы эффективного контроля в сфере государственных закупок

В последнее время благодаря проведению предварительного контроля в сфере закупок удалось снизить количество нарушений, допускаемых госзаказчиком при планировании закупок. Но после проверок исполнения контрактов у контролеров остается еще много претензий к закупщику.

Работа на упреждение

За последние три года с начала исполнения функций по контролю в сфере закупок Федеральным казначейством в целом нам удалось минимизировать количество нарушений, совершаемых государственными заказчиками при планировании закупок. Уменьшилось количество случаев несвоевременного размещения планов и планов-графиков закупок, несоблюдения их формы и формы обоснования закупок. Остались определенные проблемы с выполнением заказчиками требований законодательства по нормированию (предельные цена и характеристики товаров, работ, услуг). В большинстве случаев они связаны с отсутствием соответствующего нормативного документа вышестоящего распорядителя бюджетных средств, устанавливающего такие требования для подведомственных организаций.

Контроль за Н(М)ЦК вплоть до заключения контракта

К сожалению, статья 22 Федерального закона № 44‑ФЗ в настоящее время содержит лишь общие принципы обоснования Н(М)ЦК. Даже если говорить о формировании Н(М)ЦК методом сопоставимых рыночных цен, то закон о контрактной системе предусматривает, что для обоснования заказчику достаточно получить всего два сопоставимых с условиями закупки коммерческих предложения. Для обоснования рыночной цены этого явно недостаточно и не может рассматриваться как полноценный анализ рынка даже в случае получения этих предложений от прямого производителя товара.

Методические же рекомендации по применению методов определения Н(М)ЦК, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567, имеют для заказчиков сугубо рекомендательный характер. Соответственно, они не могут быть использованы ревизорами при проведении контрольного мероприятия и оформлении его результатов. Более того, данные рекомендации до сих пор не прошли регистрацию в Минюсте России, что, по сути, приводит к формальному исполнению закона в части расчета и обоснования Н(М)ЦК.

Необходим алгоритм претензионной работы

Большинство нарушений в рамках контроля в сфере государственных закупок по-прежнему выявляется на стадии последующего контроля, то есть контроля за исполнением государственных контрактов. Причем количество таких нарушений из года в год только увеличивается. Так, заметно выросло количество нарушений, выявляемых при проверке претензионной работы заказчиков. В основном такие нарушения касаются ошибок при расчете государственными заказчиками размера пеней и штрафов. В частности, заказчик при данных расчетах не учитывает изменения ключевой ставки Центробанка РФ или неверно определяет количество дней просрочки.

Выход-централизация закупок

Как показывает наша практика, основная причина нарушений закупочного законодательства — недостаточное знание сотрудниками контрактных служб государственного заказчика законодательных норм, формальный подход к их применению. Еще одна причина — чрезмерное количество функций у сотрудников, выполняющих эту работу по совместительству (именно так происходит у заказчиков с небольшим объемом осуществляемых закупок).

Выход из этой ситуации — централизация государственных закупок на уровне главных распорядителей бюджетных средств и уполномоченных учреждений, что в принципе мы сейчас наблюдаем на примере таких заказчиков, как Минобороны России, МЧС России, ФСИН России, Казначейство России. Такой подход позволит обеспечить оптимальный контроль за расходованием бюджетных средств, направляемых на приобретение товаров, работ и услуг для нужд государства, и, следовательно, более эффективное их использование.

http://bujet.ru/article/370012.php



Финансовое
управление администрации
муниципального образования
Новокубанский район