ИТОГИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ ЗА 2022 ГОД

5 Июля 2023

Министерством финансов Краснодарского края подведены итоги оценки качества управления муниципальными финансами за 2022 год. Почетное второе место занял Новокубанский район!

 

По результатам оценки сформирован сводный рейтинг муниципальных районов и городских округов края. Каждому муниципалитету присвоена степень качества управления муниципальными финансами – высокая, средняя, низкая.

 

На основании итоговой оценки:

 

I (высокая) степень качества управления муниципальными финансами присвоена 11 муниципальным образованиям;

 

II (средняя) степень качества – 24 муниципальным образованиям;

 

III (низкая) степень качества – 9 муниципальным образованиям.

 

Первое место в рейтинге занял Темрюкский район, второе место занял Новокубанский район, третье место занял Туапсинский район.

 

В группу муниципальных образований с высокой степенью качества управления муниципальными финансами также вошли Каневской, Абинский, Крыловский, Приморско-Ахтарский, Ленинградский, Мостовский, Усть-Лабинский районы и город Армавир.

 

При оценке качества управления муниципальными финансами учитывалось соблюдение требований бюджетного законодательства, качество управления бюджетным процессом, в том числе бюджетное планирование, исполнение местного бюджета; управление бюджетными средствами; управление муниципальным долгом; прозрачность (открытость) бюджетного процесса.

 

При проведении оценки по итогам 2022 года:

 

1) уточнен порядок расчета значений показателей:

 

"Отношение объема муниципальных заимствований к сумме, направляемой в отчетном финансовом году на финансирование дефицита местного бюджета и (или) погашение долговых обязательств муниципального образования" с учетом Федерального закона от 28 декабря 2022 г. № 562-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части возможности превышения ограничений размера объема муниципальных заимствований в отчетном финансовом году);

 

"Отношение расходов на содержание органов местного самоуправления му­ниципального образования, утвержденных в местном бюджете, к установленному нормативу формирования расходов на содержание органов местного самоуправ­ления муниципального образования", "Отношение расходов на содержание орга­нов местного самоуправления муниципального образования, утвержденных в местном бюджете, к общему объему расходов муниципального образования, утвержденных в местном бюджете" – с учетом постановле­ния главы администра­ции (губернатора) Краснодарского края от 18 ноября 2022 г. № 839 "О внесении изменений в некоторые правовые акты главы админи­страции (губернатора) Крас­нодарского края и об утверждении нормативов фор­мирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осу­ществляющих свои полномочия на постоянной ос­нове, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края на 2023 год";

 

"Динамика налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (бюд­жета городского округа, консолидированного бюджета муниципального

района)" – в целях исключения при определении объема налоговых и неналого­вых доходов местного бюджета:

 

поступлений крупных платежей, носящих еди­новременный характер, по единому сельскохозяйственному налогу (платежей в сумме более 400 млн руб­лей от каждого налогоплательщика) и крупных воз­вратов, носящих единовре­мен­ный характер, по налогу на прибыль организаций (возвратов в сумме более 200 млн рублей по одному налогоплательщику) в связи с тем, что указанные до­ходы носят нерегулярный (несистемный) и труднопрогнозируемый характер и их поступление (возврат) зависит от факторов, не от­ражающих эффектив­ность работы органов местного само­управления (напри­мер, по итогам кон­трольной работы налоговых органов; сделки, которая осуществляется на разовой основе, и т.д.);

 

объема снижения доходов в связи с созданием федеральной территории "Си­риус";

 

"Наличие на официальном сайте в информационно телекоммуникацион­ной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муни­ципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) установленного перечня сведений о 95 % муниципальных учреждений городского округа, муниципального района и входящих в его состав поселений" – с учетом статьи 3 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодатель­ные акты Российской Федера­ции и о приостановлении действия отдельных поло­жений законодательных актов Российской Федерации" (в части порядка размеще­ния в информационно-телеком­муникационной сети "Интернет" планов финан­сово-хозяйственной деятельности и отчетов о результатах деятельности и об ис­пользовании имущества);

 

2) исключен показатель "Проведение оценки налоговых расходов муни­ципального образования в соответствии с общими требованиями к оценке налого­вых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных обра­зований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федера­ции от 22 июня 2019 г. № 796" в связи признанием утратившей силу главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для от­дельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (Фе­деральный закон от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные за­конодательные акты Российской Федерации") и, соответственно, отсутствием налоговых доходов, по которым органы местного самоуправления муници­пальных районов обладают полномочиями по установлению налоговых льгот и проведению оценки налоговых расходов муниципальных образований;

 

3) значения показателей "Снижение финансовой зависимости местного бюджета от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации" и "Коэффициент увеличения долговой нагрузки местного бюджета" приняты равными нулю в связи с несопоставимостью условий при оценке прироста в 2022 году по сравнению с 2021 годом:

 

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и (или) дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансиро­ванности местных бюджетов – в связи с предоставлением в 2021 году дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов на компенсацию расходов по оказанию единовременной материальной помощи гражданам Российской Федера­ции, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ливневыми дождями в июле – сентябре 2021 года на территории Краснодарского края;

 

объема муниципального долга – в связи с проведением в 2021 и 2022 го­дах ре­структуризации муниципального долга по бюджетным кредитам, предо­став­ленным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края из бюджета Краснодарского края, с частичным списанием задолженности перед бюджетом Краснодарского края.

 

При оценке качества бюджетного планирования и исполнения местного бюджета использовались показатели, характеризующие эффективность планирования доходов и расходов бюджета, равномерность осуществления расходов, способность муниципального образования покрывать расходы собственными средствами без привлечения заемных средств и просроченных обязательств.

 

Качество управления бюджетными средствами оценивалось показателями, характеризующими динамику налоговых и неналоговых доходов, недоимки по налогам и задолженности по арендной плате за землю, удельный вес расходов местного бюджета на содержание органов местного самоуправления в общем объеме расходов, предоставление субсидий бюджетам других муниципальных образований, а также стимулирование развития доходного потенциала поселений, входящих в состав муниципальных районов, путем установления единых нормативов отчислений от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений.

 

Отдельным блоком оценивались показатели, характеризующие качество управления муниципальным долгом. При этом оценивалось не наличие и объем долга как такового, а эффективность управления им – уровень долговой нагрузки на местный бюджет; соотношение расходов на обслуживание долга с расходами бюджета, осуществляемыми за счет собственных средств; наличие просроченной задолженности по долговым обязательствам.

 

При оценке прозрачности (открытости) бюджетного процесса оценивалось проведение публичных слушаний по проекту местного бюджета и годовому отчету о его исполнении; изучение мнения населения о качестве оказания муниципальных услуг; формирование информации о бюджете в доступной для граждан форме; обеспечение доступности для ознакомления с отчетностью об исполнении местного бюджета, актуальными редакциями решений о местном бюджете, сведениями о деятельности муниципальных учреждений; развитие инициативного бюджетирования в поселениях.

 

В случае несоблюдения органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства и (или) обязательств по договорам (дополнительным соглашениям к договорам) о предоставлении из бюджета Краснодарского края бюджету муниципального образования бюджетного кредита итоговая оценка качества управления муниципальными финансами сокращена на 5 % за каждый такой случай. По итогам 2022 года нарушения выявлены у семи территорий (по итогам 2021 года – у десяти).

 

Сводный рейтинг муниципальных образований утвержден приказом министерства финансов Краснодарского края от 30 июня 2023 г. № 230 "О результатах оценки качества управления муниципальными финансами по итогам 2022 года".



Финансовое
управление администрации
муниципального образования
Новокубанский район